Как вывести из кризисного состояния дорожную отрасль Приангарья?
Posted by VitVus on 29.04.2009 10:41:12
В рамках выставки «Транспорт и дороги Сибири» в иркутском Сибэкспоцентре состоялся «круглый стол» «Проблемы и перспективы развития дорожной отрасли Иркутской области». В его работе приняли участие руководители дорожных эксплуатационных предприятий, подрядных и проектных организаций.
Extended News
В рамках выставки «Транспорт и дороги Сибири» в иркутском Сибэкспоцентре состоялся «круглый стол» «Проблемы и перспективы развития дорожной отрасли Иркутской области». В его работе приняли участие руководители дорожных эксплуатационных предприятий, подрядных и проектных организаций.

Строительство моста через реку Ния на автодороге Усть-Кут – Уоян

Ни для кого не секрет, что дорожное хозяйство в Приангарье развивается черепашьими темпами. Программа строительства сети автомобильных дорог на 2000–2010 годы выполнена лишь на четверть от запланированного. Опорная сеть дорог не сформирована, объёмы ввода сокращаются словно шагреневая кожа. В прошлом году построено 10 км дороги Таксимо – Бодайбо, реконструровано 19 км дороги Бохан – Серёдкино, запущен в эксплуатацию новый паром грузоподъёмностью 130 тонн через пролив Ольхонские Ворота (МРС – Хужир). До сих пор четыре райцентра и 185 населённых пунктов области не имеют выхода на автодорожную сеть общего пользования.

Не лучше ситуация с ремонтом и содержанием дорог. Норматив затрат на содержание 1 км (включая мосты и целевые работы) составляет 465 тыс. руб., а выделяется от 80 до 125 тысяч (в зависимости от категории дорог), что обеспечивает лишь допустимый уровень содержания, да и то не по всей трассе. На ремонт и капитальный ремонт не выделено ни рубля. В меру сил делаются ямочный ремонт и ремонт водопропускных труб, заливаются швы, содержатся мосты и путепроводы... Копится «недоремонт», ухудшается транспортно-эксплуатационная надёжность магистралей. Восстанавливаются лишь аварийные участки по 70–80 км, хотя по нормативным межремонтным срокам должны делать как минимум 1500 км.

Вряд ли изменится ситуация к лучшему и в году нынешнем. «На 2009-й из областного бюджета предусмотрено ассигнований на 850 млн. руб., – сказал в своём выступлении руководитель дирекции по строительству автодорог Иркутской области Владимир Малых. – Из них 800 млн. руб. на содержание дорог и 50 млн. руб. на обслуживание паромных переправ».

– Какая у дирекции задолженность за выполненные работы? – поинтересовался президент областного Союза дорожников Анатолий Косяков. – Когда подрядчикам можно ждать появления денег на своих счетах?

– Наша задолженность в пределах 190 млн. рублей, – ответил Владимир Малых. – С апреля начнём возвращать по 1/12 части ежемесячно. Надеюсь, что при такой схеме до конца года погасим все долги.

На вопрос, куда будут направлены выделенные бюджетные средства, докладчик пояснил:

– Прежде всего на недостроенные вводные объекты. Это шестипролётный мостовой переход через р. Лена в селе Пономарёво Жигаловского района, путе-провод и два моста на дороге Усть-Кут – Уоян – Звёздный. В плане – реконструкция участка дороги Залари – Жигалово с мостом через р. Чешка, но из-за отсутствия средств ввод под вопросом, хотя готовность моста 80%, дороги – 60%. Законсервированным осталось строительство дорог Тайшет – Чуна – Братск, Еланцы – Хужир, Оса – Усть-Орда.

Положение дел в дорожной службе Иркутской области прокомментировал председатель Иркутской территориальной организации «Роспрофавтотрансдор» Юрий Алексеев:

– Содержать 12,5 тыс. километров дорог на столь малые денежные средства практически невозможно. Задолженность за 2008 год по дорожным хозяйствам составила 92 млн. руб., зарплата не выплачивается с декабря 2008 года. И мы пока не видим выхода из этой ситуации.

Для стабилизации обстановки в отрасли необходимо, по мнению специалистов, привлечение средств из федерального бюджета. Помочь этому может наличие у региона долгосрочной целевой программы по развитию автодорог общего пользования. Она является условием для получения субсидий в рамках федеральной программы «Развитие транспортной системы России». Её разработкой сейчас и занято ОАО «Гипродорнии», с тем чтобы в августе документ был внесён в Законодательное Собрание. А пока дорожники мечтают лишь о том, чтобы вернуть такие статьи расходов, как «ремонт» и «капремонт».

Настроение участникам «круглого стола» немного подняло выступление руководителя управления дороги Красноярск – Иркутск Александра Суслова. У федералов дела идут повеселей. Бросающихся в глаза огрехов на их магистралях не встретишь. Трубы, кюветы, мосты очищены от грязи, придорожные полосы приведены в порядок, на месте знаки и разметки...

Строительство и реконструкция в прошлом году велись на шести объектах, два из которых введены в эксплуатацию. Это путепровод через железнодорожный переезд на 74 км дороги М-55 (станция Глубокая) и 10-километровый участок дороги М-53, который непосредственно примыкает к Тайшетскому обходу. Завершена трёхлетняя эпопея реконструкции 20-километрового Култукского участка дороги Иркутск – Чита.

– Не менее насыщенная программа и в нынешнем году, – сказал Александр Суслов. – На строительство и ремонт нам выделено 2 млрд. 381 млн. руб., что значительно больше, чем в 2008-м. Планируем ввести 27,4 км автодорог и 255 погонных метров мостов.

Одна из первоочередных задач управления – ликвидация гравийных разрывов по основному ходу Московского тракта. Для этого нынче планируется завершить строительство третьего и четвёртого пусковых комплексов протяжённостью 10,5 км в Тайшетском районе, ввести второй пусковой комплекс (7,5 км) в Нижнеудинском районе и участок автодороги М-53 (1463–1465 км) протяжённостью 1,8 км с мостом через р. Курзанка в Тулунском районе. Таким образом будет ликвидирован гравийный разрыв и исчезнет последний на дороге деревянный мост постройки 1957 года.

В настоящее время ни один из городов области не имеет объездной дороги и весь поток транзитного транспорта движется по загруженным улицам. Первым такой объезд получит г. Тайшет, где будет завершено строительство последнего пускового комплекса (7,5 км). Продолжится строительство обхода Иркутска протяжённостью 24 км с мостами и путепроводами. Стоимость строительства по результатам торгов составила 2,6 млрд. руб. На начало года освоено 383,6 млн. руб. В текущем году Росавтодором выделен лимит финансирования в размере 1 млрд. руб. Срок ввода объекта в эксплуатацию – 2010 год.

– Хочу отметить, что Росавтодором утверждена программа дорожных работ на 2009 год с учётом уменьшения объёмов финансирования по объектам, в том числе по ранее заключённым контрактам, – отметил Александр Суслов. – Так, по объектам строительства, вводимым в эксплуатацию, лимиты финансирования уменьшены на 12%; по переходящим на 2010 год – на 17,4%; по вновь начинаемым объектам капитального ремонта и ремонта – на 15%. Однако, несмотря на секвестирование, общий объём финансирования увеличен по сравнению с прошлым годом на 63%.

На вопрос о том, как и кто избавит г. Усолье-Сибирское от разрушенных участков проходящей по городу магистрали М-53, Александр Суслов ответил:

– В конце прошлого года Росавтодором принято решение о строительстве обхода Усолья-Сибирского протяжённостью 47 км и дано задание о включении объекта в целевую программу проектных работ. Ожидаем, что нынче нам включат в программу проект обхода, а в 2010 году приступим к строительству. Кроме того, управлением разработано обоснование инвестиций в строительство и реконструкцию участка автодороги М-55 «Байкал» (26–106 км), который автомобилисты именуют не иначе как «бутылочным горлом». Будем проектировать и прокладывать её по новому направлению, увеличивать радиусы, уменьшать уклоны.

Слаженная работа специалистов Управления дороги «Прибайкалье» позволяет повсеместно, на более чем полутора тысячах километров обеспечивать бесперебойное сообщение. Хочется верить, что так будет и на региональных дорогах.