Власти Усть-Кута провели эксперимент по переводу угольной котельной в микрорайоне Холбос на топливные брикеты, или так называемые «евродрова», которые будут производиться из отходов лесопиления. Как сообщил «Сибирскому энергетику» глава города Владимир Кривоносенко, топливные брикеты поставит Транс-Сибирская лесная компания, которая до конца года завершает строительство лесоперерабатывающего завода мощностью 1 млн. кубометров древесины в Усть-Куте. Таким образом, по задумке городских властей ноу-хау планируется применить в следующий отопительный сезон.
Топливные брикеты, или так называемые «евродрова», представляют собой предварительно измельчённые, высушенные и спрессованные опилки и щепу, оставшиеся после лесопереработки. При помощи специального оборудования их изготавливают в виде восьмигранников, цилиндров или прямоугольников небольшого размера, чтобы они поместились в печку.
«Высокая продолжительность горения, высокая теплотворность и экологичность – всё это преимущества топливных брикетов, а для самих производителей это способ утилизации отходов деревообработки», – сообщил Владимир Кривоносенков. По его словам, компания закупила два пятитонных контейнера топливных брикетов в городе Тольятти. В итоге проведённый эксперимент на котельной в микрорайоне Холбос дал положительные результаты. Теплотворная способность «евродров» составляет 4,200 килокалорий на 1 кг, при том что калорийность угля составляет от 3,800. При сгорании альтернативного топлива выделяется столько углекислого газа, сколько вобрала в себя древесина во время роста, поэтому сжигание не увеличивает содержание СО2 в атмосфере в отличие от, скажем, нефтепродуктов. От древесины меньше и выбросов двуокиси серы в атмосферу, в отличие от ископаемых углеводородов.
Усть-Кут на протяжении нескольких лет участвует в региональных программах модернизации и реконструкции объектов жилищно-коммунального комплекса. Как отметил Владимир Кривоносенко, итогом этой работы стало снижение затрат на котельное топливо за последние пять лет на 145 млн. рублей. Тем не менее в городе периодически возникает проблема с приобретением угля, поскольку в бюджете не хватает средств, задолженность населения за тепло остаётся высокой.
Всего в городе 17 муниципальных котельных, семь из них работают на жидком топливе. Две котельные, работающие на нефти, в нынешнем году планируется перевести на древесные отходы. В настоящее время поставками угля в Усть-Кут занимается «Облжилкомхоз». Ежегодная потребность городских котельных составляет 135 тыс. тонн в год, 130 тыс. тонн – потребность муниципальных котельных. С начала отопительного сезона Усть-Кут уже использовал 127 тыс. тонн угля.
При выходе Транс-Сибирской лесной компании на проектную мощность ежегодно будет образовываться около 400 тыс. кубометров древесных отходов. Произведённых из них топливных брикетов хватит для работы девяти малых котельных Усть-Кута, сообщил Владимир Кривоносенко. Однако, по словам технического директора Транс-Сибирской лесной компании Дмитрия Котельникова, около 25% из этих отходов пойдут на собственные нужды, то есть на отопление и сушку пиломатериалов, около 50 тыс. м3 планируется реализовать на строящиеся в городе котельные, работающие на отходах лесопиления. Остаётся около 250 тыс. тонн отходов. И лишь 25–30% от этой величины в виде топливных брикетов возможно сжечь в девяти котельных относительно малой мощности. При этом поставка брикетов в другие регионы по железной дороге экономически неоправданна из-за высоких тарифов на перевозку и низкого уровня спроса и цен на древесное топливо.
Как пояснил Дмитрий Котельников, эти девять котельных в Усть-Куте мощностью 25 мегаватт, которые планируется перевести с каменного угля на «евродрова», смогут потреблять только часть выпускаемых отходов. «Если бы существовала возможность частично перевести с бурого угля на древесные брикеты котельную «Лена-Центральная» на 100 мегаватт, которая отапливает почти половину городского жилого фонда, то эту проблему можно решить, – заявил Дмитрий Котельников. – Мы, безусловно, продолжаем работу с целью замены угля древесиной, но понимаем, что это никак не должно влиять на топливную безопасность города. Окончательное решение планируется принять в мае».
Пока остаётся открытым вопрос о том, кто профинансирует перевод котельных на новый вид топлива. Требуется их модернизация. В частности, для обеспечения противопожарной безопасности необходимо организовать отсечку бункера с топливом от топки. Возможно, эти работы профинансирует бюджет. По крайней мере, идея использовать альтернативное топливо получила одобрение у министра по жилищной политике, энергетике, транспорту и связи Иркутской области Петра Воронина. «Это правильное решение, поскольку стоимость одной тонны топливных брикетов составляет 1,2 тысячи рублей и ниже. Это меньше, чем цена на уголь, – отметил Пётр Воронин. – Если в Усть-Куте проект будет реализован, то мы планируем использовать этот опыт и в других территориях. Речь идёт о Киренске, Маме и Бодайбо, ну а пока только этот вопрос находится в плоскости изучения».
По материалам "ВСП"